Дятьковский филиал ГАПОУ "БТЭиР" - Адаптация студентов - первокурсников

Одним из важных периодов жизни у современного молодого человека является обучение его в техникуме. В это время очень важна способность студента адаптироваться в новой среде, преодолеть трудности, найти свое место в коллективе группы и в жизни. Эти факторы являются решающими для успешного развития студента, его личностного роста и в дальнейшем становления, как специалиста среднего звена.

В СПО, процесс обучения студентов - первокурсников устанавливается непросто, характеризуется большой динамичностью психических процессов и состояний, связанных с изменением социальной среды. Именно поэтому для системы психологической адаптации студентов первого курса.

Психологическая адаптация - это процесс психологической включенности личности в системы социальных, психологических и профессионально - деятельностных связей и отношений.

Первый курс обучения является наиболее трудным, когда студенты остро нуждаются в поддержке. Это связано с тем, что в личности и характере первокурсников происходят серьезные изменения. С одной стороны он уже взрослый человек, а с другой все-таки - вчерашний школьник, которому предстоит привыкнуть, приспособиться к студенческой жизни. По этой причине период адаптации может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении.

Во время психологической адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, студенты по - другому начинают воспринимать себя и других.

Учебная нагрузка в техникуме значительно отличается от школьных нагрузок. Насыщенность учебного процесса, новая форма ведения предметов, иная организация учебной деятельности - все это повышает тревожность первокурсников и сильно влияет на процесс адаптации. Для многих студентов высокие требования учебного процесса воспринимаются, как травмирующий фактор. Постоянное умственное и психическое напряжение, нарушение отдыха, питания нередко приводят к психическому срыву и нарушению процесса адаптации.

Признаками неуспешной адаптации являются снижение работоспособности, усталость, сонливость, головные боли, подавленное настроение, возрастание уровня тревожности, заторможенность или, напротив, гиперактивность, сопровождающаяся нарушениями дисциплины, систематическое невыполнение домашних заданий, пропуски занятий, отсутствие мотивации учебной деятельности. От того, как долго по времени происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов.

Также стоит отметить, что в ходе адаптации происходит поиск студентом такой среды, которая благоприятна для его функционирования.

Исследование особенностей психологической адаптации к новым социально-педагогическим условиям студентов первого курса в первые месяцы обучения, является актуальной проблемой и по сей день.

Поэтому кураторам групп и преподавателям важно знать индивидуальные особенности каждого студента - первокурсника, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и тогда процесс адаптации станет для него ровным и психологически комфортным.

Подготовила куратор группы АС-11 Олизько В.А.

 

30 августа 2018г. в 10-00

Сбор первокурсников